03.02.2007
Логистика при транспортировке материалов
Логистика в полиграфии /
Запечатываемая бумага поставляется к рулонной печатной машине в ролях. Вследствие их большого веса и размеров требуется хорошо организованный процесс подачи. Как правило, рулон выгружается из товарных вагонов или грузовиков с помощью специального стапелеукладчика с зажимами (транспортировочного средства с подъемным устройством, которое обхватывает боковые поверхности рулона). Затем он доставляется на склад для краткосрочного хранения (например, в помещение вертикального складирования или в многоярусный склад).
Существуют специально разработанные для этого грузовые автомашины с донными транспортерами, которые автоматизируют разгрузочный процесс. Используются также мостовые краны со специальной пневматической подвеской, которые, например, за один прием могут брать до 8 рулонов бумаги. Во время разгрузки отдельные бумажные рулоны должны быть идентифицированы, чтобы зафиксировать возможные транспортные повреждения и иметь возможность составления рекламаций. Для этого служат штрихкоды на рулонных этикетках, которые считываются, обрабатываются и идентифицируются с помощью сканера или фотоаппарата.
Принятые идентификационные номера рулонов бумаги с замечаниями об их состоянии сообщаются в закупочное подразделение и там сравниваются с экспедиционными данными продавца или бумажной фабрики. При документообороте используют во все возрастающей степени стандартизированный электронный формат, известный как EDIFACT.
Складирование рулонов в вертикальном положении, когда они ставятся торцами один на другой, имеет недостаток. В каждом стапеле только последний доставленный роль может быть взят первым. Многоярусные стеллажи, напротив, позволяют осуществлять складирование по принципу FIFO («первым вошел, первым вышел»). При этом возможно хаотическое складирование различных видов бумаги, прием на хранение других материалов. Управляемый компьютером координатный манипулятор в каждом отделении позволяет осуществлять легкий доступ к полкам. Таким образом при экономии складского пространства могут храниться от 1500 до 3000 рулонов. В этом случае их положение (вертикальное, горизонтальное) имеет второстепенное значение. В вертикальном положении складирование производится преимущественно на налетах, а в горизонтальном - на призмах (так называемое «призменное хранение», т.е. конфигурация имеет призмообразную форму для предотвращения скатывания рулонов). Палетирование делает доступным складирование других видов продукции по принципу многоярусных стеллажей, в то время как призменное складирование требует меньше места по высоте.
В настоящее время в крупных типографиях рулоны доставляются из основных хранилищ с помощью автоматизированных транспортных систем на оперативный склад, где они подготавливаются. Перед зарядкой в машину бумажные рулоны распаковываются и подаются для установки в устройство автоматической смены рулонов. Для этого имеются автоматические устройства. Если процесс перемещения рулона между разгрузкой, хранилищем и оперативным складом является непрерывным, то их идентификация выполняется дистанционно, контролируется и фиксируется компьютером. Если это не имеет места, то этикетка должна быть передана с рулоном далее, для чего они выполняются самоклеящимися.
При поступлении рулона в печатную машину этикетка закрепляется на соответствующем луче рулонной зарядки. Из оперативного хранилища отдельные рулоны извлекаются с помощью автоматизированной транспортной системы или мостовых кранов и помещаются на соответствующие рулонные установки. Бумажный рулон идентифицируется автоматически или катателем рулонов (рабочий, обслуживающий рулонную стойку), который снимает этикетку со штрихкодом и приклеивает её на формуляр с указанием луча, на котором рулон укреплен. При возможном обрыве бумажного полотна или повышенном выходе макулатуры можно таким образом отслеживать, какой именно рулон привел к сбою в работе и браку. Естественно, большая часть информации заносится в документы производственной статистики. Это, например, длина полотна, использованного из каждого рулона, колебания массы, т.е. удельный вес бумаги на единицу площади и др.
|